Если театр начинается с вешалки, то игра — с ярлыка на рабочем столе. Бывают ярлыки стильные, как, например, у Borderlands или Bionic Commando. Бывают исключительно гадкие и непонятные, как у Disciples III и Hearts of Iron III. Бывают даже самые обыкновенные, совсем не выделяющиеся. Но есть еще особая категория. Это ярлыки... другие. То есть, от других игр. Так вот «Предтечи» на рабочем столе представлены рожей Майерса из первого Xenus. Смотрю на нее, и меня охватывают воспоминания.
Помните, бежим по джунглям, машину разбили, съехали куда-то с дороги, а до этого еще властям так напакостил, что сам Че Гевара снял бы берет и отдал его нам. И вот, пока мы ищем, куда двигаться, над головой пролетает военный вертолет. Быстро меняем АК-47 на «муху», прицеливаемся, секунду ждем, выстрел… Сначала видим огонь в небе, а потом значок “–” возле слова «официалы».
А отличия — в колорите.
И вот — выходят «Предтечи» . Да, создавались они давно, и говорили о них уже несколько лет, но все же после тропических джунглей, того синего океана, криков о независимости и пальбы в воздух (а чаще — в людей) из «Калашникова» — мы оказываемся в космосе. Кто-то взгрустнет, другой ободрится. Ну а мы сегодня узнаем простую вещь — пошла ли на пользу смена климата? И чем пыль далеких планет притягательнее синего-синего океана?
In a galaxy far, far away...
Ну что же, история у нас стара, как черт побери, сам космос. Мы (а кто мы? 5’nizza! Сорри, из колонок прям на бумагу вырвалось, сдержать не смог — я был бессилен) — сын своего отца-героя и выпускник школы пилотов. Причем мы не просто закончили обучение с красным дипломом в руках и золотой медалью на шеи, о нет — это было бы слишком просто. Мы сумели сломать тренировочную программу изнутри, когда нам надоело ее проходить. Такое случается впервые, и все командиры сразу же посчитали, что ждет юного Скайуокера пилота большое будущее. И первым делом отправили начальники его на родную планету Гольдин.
Высаживаемся, оглядываемся по сторонам, сворачиваем игру, включаем Star Wars Episode I, смотрим на Татуин, разворачиваем игру обратно. Много думаем. Перед нами плац космопорта, где летающие роботы-охранники фотографируют всех новоприбывших, а утратившие надежду нищие и бездомные просто от скуки или дабы выпросить лишний кредит рассказывают, что скоро прилетит красивый лайнер, и они покинут эту богом забытую планетку.
Но сперва нам не до оглядываней. Надо идти, как водится, к самому-главному-на-планете-который-дает-всем-новичкам-поручения. Здрасьте, разрешите представиться. Ах, вы меня уже знаете? И папашу знавали? Герой был? Ну, я рад. И наследство оставил? Невероятно! Но оно растрачено? А вот это печально. И даже старый корабль сломался? Ну, хорошо, будем ждать, когда починят. А пока да, поработаю — я же солдат! Что сделать — перейти улицу и поговорить с торговцем? Ну, это же несерьезно. Так точно, разговоры отставить, задницей шевелить. Уже выполняю, сэр, есть, сэр!
Начало в лучших традициях доброго десятка ролевых игр. Стандартное знакомство с миром, с его законами. Выходим на рыночную площадь, общаемся с местными торгашами, смотрим товары. Главный герой задает идиотские вопросы инопланетянам: «А ты можешь не шепелявить, а?». И это он говорит старой скрученной летающей гусинеце... Товар же здесь вполне обычный — оружие, патроны, ананасы, абрикосы (привет, Xenus?), броня и тысяча мелочей вроде болванок, аптечек, обучающих программ и ремонтных комплектов.
Если обойти рынок справа, то вы натолкнетесь на еще одного классического обитателя фантастическиго мира — сумасшедшего проповедника. Он стоит возле фонтана и вещает о близости Апокалипсиса, мол, покайтесь грешники — еще есть время. А в другой части поселения можно найти храм, где уже настоящие священники рассказывают о любви богов к людям своим созданиям.
Но осмотр достопримечательностей можно совместить с самым главным в «Предтечах» — с выполнением квестов. Как и раньше, основная сюжетная линия — лишь костыли, которые помогают удержать равновесие тем, кто ленится исследовать. Все остальные будут медленно раскачивать основную историю, отдавая предпочтение локальным событием.
Вот, в самом начале, буквально через 30 минут после первого запуска игры, нас отправляют в поселение пустынников. У них сломался водяной чи... то есть, очиститель. Мы привозим его, разговариваем с шаманом, с местными. Многие хотят, чтобы мы помогли. Мать не может оставить ребенка и сходить на рынок — выручим? Бандиты в очередной раз требуют дань — разберемся? Почему бы нет. Выходим на улицу, там как раз стоит тройка бандюков, спрашиваем, что происходит, что за наезды. Через три минуты мы на распутье — можно ввязаться в драку; стать подельником разбойников; просто кротко исполнит указание — принести дань и провалить прочь. Причем если согласимся на последнее, то сможем либо помочь пустынникам и выплатим за них деньги самостоятельно, либо наоборот возьмем у шамана 3 000, а бандитам скажем, что эти зажравшиеся сволочи отказываются платить.
И простенькое событие — отвезти фильтр — стало ключевым. Но что еще интересно, когда мы в самом начале разговорились с торговцем по поручению командира, то тот рассказал, что важная деталь нашего корабля у бандитов. Так что если мы станем одним из них, то авось сможем вернуть назад эту штуковину? Это манит, приближает нас к отлету с Гольдина (где нас заставляют посылки начальника приносить и в магазин за него бегать) в места более приятные, но и забрать у мирных пустынников деньги — нелегко...
Вообще, как бы ни ругали «Предтечи» , а квесты здесь достойны практически любой игры. Да, много банальщины типа «поезжай убей, принеси откланяйся», но есть и много здоровских заданий, которые построены интересно, где не придется только и думать, как бы поточнее выстрелить и побыстрее доехать.
Нам поручают расследовать дело о поступлении в город «пыли» — местной «дури». Мы начинаем общаться с наркоманами, покупаем у них дозы, выясняем, кто им их продает. Затем находим распространителя, «нюхаем» вместе и напрашиваемся к нему домой, где в компьютере находим интересные сведения. Причем в самом конце расследования мы можем не сдавать властям самого главного наркоторговца, а объяснить ему все дело и попросить денег за молчание. Дескать, хороший ты парень, и «пыль» у тебя замечательная, с таким талантам в тюрьме нечего делать — продолжай усердно работать!
Или другая история. Бандиты приказывают убить их подельника, который угодил в руки полиции. Приезжаем в город, заходим в бар. Там одиноко сидит этакий гопник, который посреди разговора сплевывает, матерится, наезжает. Он рассказывает, как можно завалить бандюка, показывает на карте, где есть лестница на крышу. Мы залазим, прячемся, а потом одним выстрелом кладем цель.
Или вовсе простая, но действительно забавная миссия. Приказывают нам встретить патруль и взять у него сундук. Только подъезжаем к мосту, а его враги подрывают. Все союзники умирают и падают в воду. Нам же надо, отстреливаясь от недругов, спрыгнуть в реку, на дне найти груз и быстро отправляться на базу.
И даже описание квестов хороши. Видно, что гейм-дизайнеры умеют создавать интересные тексты, да и с чувством юмора у них полный порядок. Речь командира, после того, как я в одиночку геройски спас десяток человек: «Ты настоящий сын своего отца. Помню, как-то захватили мы склад тушенки, а ей уже двадцать лет, как срок годности вышел. Ротный медик прямо так и сказал: «Есть ее — опасно для жизни». И тут твой отец ударил кулаком по столу и прокричал: «Меня так просто не запугаешь!». Два дня потом в гальюне жили, да...»
Причем напоминаю, у нас всегда есть выбор, куда пойти, на кого работать, что делать. Не думаю, что это сильно смотивирует кого-то на повторное прохождение, но создает ощущение, что мир живет, что мы не статист-супергерой, который думает не больше, чем NPC.
Как карта ляжет...
Как и в жизни, порой случайность определяет, чем мы дальше будем заниматься. Вот отправляемся мы на другую планету. Перед посадкой нас спрашивают — куда хотите приземлиться, к демократическому альянсу на базу или на верхний космопорт? Первое звучит более адекватно, мы высаживаемся, а уже через минут 10 выполняем первые задания. Помогаем ученым, сражаемся с аборигенами — птицами гнезда — сбиваем пиратов на орбите. Все идет вполне обыденно, работа, бои, квесты. Но как-то решаем узнать, что же ждет нас на верхнем космопорте — не зря же он, в самом-то деле? Летим, и там встречают нас те самые птицы гнезда — но встречают уже с пушками и гранатами. Не любят нас здесь, видеть не хотят.
Высадись мы на верхнем космопорте раньше, все бы пошло иначе. Боролись бы против птиц революции, мешали бы демократическому альянсу истреблять дикую природу и основной квест бы нам помогли выполнять пернатые.
Опыт в крови
Однако любое задание предполагает награду. И просто так мы ни на кого работать не станем. Порой нам приходится выполнять поручения, дабы нам помогли выполнить сюжетное задание, чаще — просто за деньги. Но абсолютно всегда мы еще ждем и опыт за квест, ведь «Предтечи» игра в том числе и ролевая, так что есть здесь нечто вроде древа умений.
Увы, техническо-ролевая система (использую именно этот термин, ибо «ролевая» составляющая подразумевает отыгрыш, а мы сейчас говорим именно о технической стороне вопроса) — не самая сильная сторона проекта. Способности и навыки здесь забавны, но они практически не структурированы и по соседству с наиважнейшими умениями могут стоять совершенно абсурдные.
Получается какой-то хаос в прокачивании героя, и это отвлекает. Особенно потому, что здесь невозможно сделать узкого специалиста в чем-то. Возьмем любую другую игру. Хоть «Готику», даже там надо было постепенно выращивать либо бойца двуручным оружием, либо мага, либо стрелка, либо фехтовальщика. В «Предтечах» же мы наобум берем что-то полезное. И так до конца игры.
Прокати меня, дружок
Жанр эпической игры славится тем, что в нем мы понемножку занимаемся всем. Помните, в «Ксенусе» мы катались на катерах, ездили на смешных ржавых скрипяще-подпердывающих машинах, порой даже на самолетах летали. В «Предтечах» средства передвижения остались. Причем не остаться они не могли — мир ведь стал только больше.
Вот только, увы, действительно здоровские автомобили с тропических островов здесь выглядят как наиобычнейшие джипы. Немного футуристические наиобычнейшие джипы. Да и далеко не по каждой планете катаешься с большим удовольствием. Разработчики явно экономили на проработке окружения, и, думаю, не потому, что они жадные. Просто денег нет. Отсюда и полностью идентичные станции (все станции), одинаковые модели персонажей (особый шик — многие сюжетные герои с одной физиономией, но разной прической — этакая клонированная верхушка госаппарата) и однообразие самих планет.
А уж про космос и вовсе говорить не хочется. Он разве что выглядит более-менее, сами же бои там — сущие вселенские ады. Корабль управляется элементарно. Все что надо для стрельбы, мышкой навестись на цель и зажать одну кнопку. Даже без ракет можно управиться — одним пулеметом всех уничтожим. И, что самое печальное, пропустить эти сражения нельзя, куда бы мы не летели, всегда на хвост сядут пираты.
Разработчики, конечно, постарались как-то разнообразить процесс. Отправили нас однажды даже на гонки, но все равно это не спасает. Летать приходится много (на определенном этапе игры все квесты — в космосе), сражаться — еще больше, а и то и другое — ни граммулички не весело. Хотя я, конечно, встречал отзывы, что добавь такие полеты в Mass Effect, и проект от BioWare стал бы в тыщи миллионов раз лучше, но... Что-то сомневаюсь.
Боевой хомяк
Сейчас кто-то может уже запаниковать и начать стучать кулаками, мол, какого черта автор ничего не говорит о перестрелках, почему не пишет про то, как здесь можно пулять из змей, крабов и осьминогов?! Что ж, автор повинуется воле громогласного читателя и говорит, что в игре помимо обычного оружия, есть и экзотическое. Его вы уже видели на картинках.
Но я не поднимаю тему боевки, поскольку она здесь вполне обычная и ничем особым не выделяющаяся. То, что я могу из осьминога поджарить десантника, конечно, здорово, но в чем принципиальное отличие пердящей кислотой устрицы от обычного лазера? Да ни в чем, только текстурка пушки другая и анимация смешная.
Да и сами битвы, они... простые. Не веселые, не динамичные, не какие-то особенные, но они и не злят, не заставляют нас ненавидеть любой квест, где бы встретилась стрельба. Порой, особенно на поздних этапах игры, хочется ввязаться в бой, иногда же душа требует умиротворения — долгой поездки на багги, прогулки по лесу или стелс-операции.
Но самое главное, почему я не особо распространяюсь о битвах и прочем, поскольку «Предтечи» они несколько о другом. Да, сражаться нам приходится постоянно, летать в космосе частенько, а машина — самый главный товарищ и верный друг. Но «Предтечи» о жизни в другом мире. В непохожем на наш, в разном, в необычном. Когда-то такие же ощущения вызывал Xenus и, к сожалению, он вызывал их сильнее. Но и новая игра от Deep Shadows не промах. Я уверен, понравится она далеко не всем. Возможно, кто-то будет воротить нос от графики, кому-то будет не по душе обилие диалогов, некоторая статичность мира, баги, опять-таки, могут напрягать. Да и низкий бюджет приветствует нас каждой клонированной станцией и каждым братом-близнецом статистом. Но если вы захотите насладиться игрой, то получится, обязательно получится. [b] «Предтечи» могут многое дать, надо только умело закрывать глаза на недостатки.